Петр Невойт: "Родину нужно любить делом, а не словами"
В 1992 году его имя попало на страницы газет Америки, Англии, Турции. Петр Петрович Невойт вместе с командой сделали то, что никто не смог повторить.
На легком одномоторном самолете АН-2 совершили перелет из Чернигова в США через Заполярье. Если бы у него были 200 долларов, то об этом уникальном событии была бы запись в книге Гиннеса. Но на тот момент в активе у путешественника и его команды было только два доллара, банка сала, мерзлый хлеб, картошка и канистра спирта.
О «ледяном» перелете, жизни после авиации, а также об украинской экономике рассказал «Панораме» летчик, вошедший в историю.
— Петр Петрович, расскажите, пожалуйста, когда почувствовали, что без неба никак?
— Я вырос в поселке Горнастайполь, возле аэродрома. Отец мой был начальником маленького аэропорта. Первый раз я побывал в небе в четыре года. Наверное, с того момента и пришла любовь к авиации. Частым гостем в нашем доме был конструктор Олег Антонов. Но со мной он не говорил об авиации, мы с ним ходили за грибами. Его всегда удивляло, как я нахожу грибы там, где их никто не видит.
Еще в школе с другом решили стать военными летчиками, но одноклассник не прошел по здоровью. Альтернативой стала гражданская авиация. Поступили в Кременчугское летное училище, потом я окончил Киевский институт гражданской авиации. Первый самостоятельный полет выполнил в 17 лет. По распределению вернулся в Чернигов. На самолете АН-2 облетал практически весь бывший Советский Союз.
— Ваш полет из Чернигова в Америку, что это было — авантюра, подвиг или необходимость?
— Время было тяжелое. 90-е годы, распад Союза, гражданская авиация находилась в плачевном состоянии. А тут появилось предложение продать АН-2 американскому покупателю. Забегая наперед, скажу, что благодаря вырученным деньгам мы смогли закончить стройку дома для работников нашего летного отряда. Из сорока летательных аппаратов только один был официально продан, где остальные — неизвестно. «Мой» АН-2 до сих пор летает над Америкой, а самолету уже 44 года. Были бы у меня сейчас деньги, я бы его выкупил.
— Говорят, что если летчик готовится к полету, как к подвигу, то это не летчик. Чем для вас был «ледяной» перелет?
— Я стараюсь достигать поставленной цели, а тут еще и задели мое самолюбие. Один из министров тогда сказал: «Пусть летит. Все равно дальше Урала не долетит. Замерзнет и разобьется». Когда я попросил денег на командировку, мне отказали. Когда обратился на завод Антонова, мне ответили: «Это ты нам должен заплатить. На нашем самолете летишь».
Благодаря друзьям раздобыли канистру спирта. Благо, снаряжение было казенное. Несколько ящиков водки и консервов дал директор тогда еще магазина «Дружба». На севере бензина днем с огнем не отыщешь, а ночью в обмен на спирт и водку — находился. Хотя не только алкоголь там в цене. Посадочные лыжи для самолета тоже променяли. В Штаты прилетели с банкой сала и двумя долларами.
— Страшно было?
— У пилота всегда есть степень риска, как и у водителя. Хотя у последнего больше шансов на выживание. Да, чувство страха появлялось в экстремальных ситуациях: когда двигатель заглох над Чокурдахом, когда самолет над Тихим океаном обледенел и начал падать — оттаяли на высоте 100 м, когда взлетали над Бухтой Провидения в нелетную погоду на свой страх и риск. Но было не столько страшно, сколько обидно — уже столько пролетели и цель близка.
— Как Вас встретила Америка?
— Американцы вообще не верили, что такой самолет может совершить столь длительный и опасный перелет. Их газеты писали: «Прилетел самолет из Киева через Заполярье, заправленный водкой», — это они так поняли обмен водки на бензин. И всюду, куда мы прилетали, вокруг нашей «Аннушки» собирались толпы зевак.
— Интересные случаи были?
— Много и разных. Чуть в американскую тюрьму не загремел из-за любопытства. Пролетали рядом с американской военной базой, а там «Стелсы» — это их секретные самолеты. Подлетел посмотреть, а к вечеру практически попал под арест ФБР. Правда, благодаря их законам смог выкрутиться. А один из самых памятных случился, когда уже домой летели. Командир «Боинга», узнав, что на борту летчик, который совершил трансатлантический перелет, пригласил в кабину, чтобы обменяться рукопожатиями. Мы обменялись значками «классности». Он мне говорит: «Ты на моем самолете сможешь летать. А я на твоем — нет. Потому что у меня самолет сам летает, а ты все делал сам». Ведь АН-2 — это самолет на механике.
— Как встретила родная земля?
— Прилетели. Сдали деньги в кассу. И я написал раппорт об уходе из авиации. Потому что, по мнению многих, я нарушил все авиационные законы и традиции. И кстати, квартиру я получил кооперативную. А из тех, кто заселился в достроенный дом, только один сказал мне спасибо: «Если бы ты не привез деньги, то отряд распался бы, и никто не получил бы жилья».
В нашей стране, когда мы вернулись, этому практически не придали никакого значения, хотя в Турции, Штатах, Англии о «ледяном» перелете писали многие газеты и журналы.
— Сейчас вы бизнесмен. За полетами не скучаете?
— В нашей стране гражданская авиация практически исчезла. А ретроавиация еще даже не начала развиваться. Хотя, если будет возможность, с удовольствием полетаю.
— Какие у вас планы?
— Я уже заработал себе две пенсии — летную и гражданскую. Хочу уйти на заслуженный отдых, но мои работники просят: «Петрович, не уходи, иначе нам некуда будет идти». Малым бизнесом заниматься сейчас тяжело. И бросить жалко, и нести тяжко. В нашей стране бизнесу за 25 лет никто не помогал. Самое главное — чтобы не мешали. А они мешают. Катастрофически. Сегодняшней власти малый бизнес не выгоден, и идет постепенное его уничтожение.
— Как изменить ситуацию в стране?
— Молодежь живет одним днем. Не хотят работать на перспективу. Проще уехать и работать за копейки. Я видел, как издеваются над нашими работягами в других странах. Работать нужно здесь. И экономику поднимать дома. Иначе ценности, которые уже практически уничтожены, вообще исчезнут.
Родину нужно любить делом, а не словами. И не пиариться на этом. Много есть умных интересных людей, но во власть таких не берут.
А чтобы ситуация изменилась, нужно сделать две вещи: обязать на уровне основного закона декларировать источники богатства и ввести высшую меру наказания за воровство и коррупцию. Без расстрела ни одна страна в мире экономику не построила. Все чего ведь боятся? Смерти.
— Чем гордитесь?
— Я людям не сделал гадостей. В жизни сложно быть справедливым и честным, а еще сложнее найти людей, близких по духу.
— Что любите?
— Люблю баню. Купаюсь в проруби. Зимой по утрам хожу на лыжах. Летом плаваю. Люблю собак. Люблю фотографировать природу.
— Что ненавидите?
— Предательство.
— Что читаете?
— «Мой двадцатый век» Юрия Никулина. Все знают его как хорошего артиста. А прочитав эту книгу, я понял, что это великий человек. Красной полосой в книге «прошел» не Юрий Никулин, а жизнь, которой он жил.
— Ваше пожелание читателям.
— Будьте дружными и помните: без вас ничего не сделается. Не бывает хороших царей, бывает дружный народ.
Оксана Стельмах
Останні новини Чернігівщини
Напад на журналістів телеканалу “Дитинець”: рік марного розслідування 09:56
Минуло більше року від резонансного для Чернігова порушення прав журналістів на професійну діяльність.
Новий тролейбусний маршрут, який з'єднає Шерстянку і Подусівку з центром та Бобровицею 09:43
У Чернігові розширюють тролейбусну мережу. Додається новий маршрут, який з'єднає мікрорайон Шерстянка, де до цього ніколи не курсував електричний громадський транспорт, через Подусівку та центр міста, з Бобровицею.
Станція технічного обслуговування "GARAGE" у Чернігові 09:38
Завдяки програмі «Власна справа» урядового проєкту єРобота тисячі українців вже здійснили свої мрії про власний бізнес. Ми радіємо кожній новій підприємницькій ініціативі і пишаємося кожним грантером.
Надзвичайні ситуації в області за минулу добу 09:23
Протягом минулої доби зареєстровано 5 небезпечних подій, а саме: 2 дорожньо-транспортні пригоди, 2 пожежі та 1 аварійну ситуацію на мережах життєзабезпечення. Внаслідок цих подій 2 особи постраждали.
Рух автотранспорту по вулиці Любецькій планують відкрити у травні 09:11
Виконавчий комітет Чернігівської міської ради на засіданні 24 квітня погодив дозвіл на продовження перекриття вул. Любецької від Ріпкинської до Широкої до 31 травня 2024 року.