Інформ-агенція «Чернігівський монітор»: RSS Twitter Facebook

Інформ-агенція «Чернігівський монітор»

Субота, 20 квітня, 01:19:06

Анна Жарая: Гармония во всем — залог здоровья

06.04.2017   12:40Агенцiя

Анна Жарая родилась в семье потомственных педагогов. Поэтому не случайно, что и для себя выбрала профессию учителя. После окончания химико-биологического факультета Черниговского государственного педуниверситета работала в школе учителем химии.

Далее была магистратура, аспирантура, в 2009-ом — защита диссертации. Сейчас работает над докторской.

Вместе с мужем Игорем воспитывают дочь Ирину и сына Ивана. В свой 41 год добилась многого. Анна Жарая — автор более 95 научных публикаций.

Улыбчивая, позитивная и мудрая, она уже много лет исследует феномен здоровья и уверена, что восстановить его можно в любом возрасте. Ее маме Елене Павловне — 71 год, она всю жизнь мучилась от бронхитов, пневмоний, язвы желудка, диабета, а выйдя на пенсию, начала закаляться, активно двигаться. И теперь ныряет в прорубь, ходит в спортзал и садится на шпагат. И не болеет.

— Есть такое понятие, как выгорание учителя. В чем оно проявляется?

— Работа учителя практически всегда связана со стрессами и волнениями. То ученики шалят, то с коллегами недоразумение вышло, то директор недоволен, то собой человек недоволен. И если такие ситуации повторяются, то происходит процесс выгорания. Человек становится раздражительным либо замкнутым, уроки проводит «для галочки», не меняя конспекты и даже не обновляя факты. Не исключена даже агрессия, а любая стрессовая ситуация может вывести из себя. Помните, случай в Чернигове, когда учитель поднял руку на ученика. Это тоже один из симптомов выгорания.

— Как помочь педагогу в этой ситуации?

— Нашу программу «Здоровье учителя» поддержала городская власть. С ноября прошлого года я веду в школах занятия для учителей. Это добровольно и бесплатно. К нам уже обратились пять школ города. Сначала проводим диагностику и выясняем степень выгорания и состояние здоровья. Потом на основе полученных данных консультируем, организовываем тренинги и практические занятия. Помогаем учителю восстановить внутренний эмоциональный баланс и веру в себя.

— Кого больше в группе риска — молодые педагоги или старшее поколение?

— Иногда создается впечатление, что молодых, но чаще это происходит из-за отсутствия опыта. Наиболее уязвимая группа — опытные учителя в возрасте 40–50 лет, имеющие высокий уровень нагрузки и в школе, и дома. Все требуют внимания, заботы, поддержки, а на себя ни времени, ни средств не хватает.

— Кто виновен в том, что учителя выгорают? Дети или технический прогресс?

— Учитель не всегда успевает принять изменения и новые тенденции в обществе. Одна из проблем нашего педагогического образования: учат тому, что было, а не тому, что будет. Легче тем учителям, которые могут быстро адаптироваться в современных условиях. Они понимают детей и не попадают в конфликтные ситуации. Нынешнее поколение прагматично. Они ищут в каждом действии конкретный результат и как на практике применить знания.

— Как учитель учителей чему Вы учите своих студентов?

— Думать. Любить себя и принимать таким, какой есть. Любить других. Дисциплины, которые я преподаю, направлены на понимание феномена здоровья и того, как оставаться здоровым, опираясь на понимание универсальных законов развития человека, природы и общества. Я убеждена, что человек может быть здоровым, несмотря ни на какие факторы. Это зависит от нашего восприятия мира, отношения к происходящему и к людям.

— Какие способы и методы сохранения здоровья можно посоветовать?

— Закаливание, правильное питание, физическая активность. Не критиковать и не сравнивать себя с другими. Древние говорили: «Сравнивать надо себя с собой вчерашним». Принимать людей такими, какие они есть. И конечно — позитивный настрой, улыбка, правильное дыхание. Научиться слушать свой организм, по возможности используя его природные подсказки. Общайтесь с приятными людьми. А если не получается, постарайтесь отстраниться или найти компромисс.

— Ваш рецепт сохранения внутрисемейной гармонии…

— В каждой семье свои правила. За 22 года брака я убедилась, что дома нужно делать все вместе. Вместе отдыхаем и вместе работаем. А еще важно уметь договариваться, слышать друг друга, искать компромиссы. И любить.

— Вам как психологу легко так говорить, а мужу как?

— А он меня учит этому. У него дипломатичность и умение договариваться от природы. Игорь терпит меня со всеми моими научными и ненаучными отклонениями.

— Ваши дети часто видят маму за всеми этими научными трудами и работой?

— Стараюсь не терять с ними связь. Они меня тоже учат. Дочь — студентка психолого-педагогического факультета, отрабатывает на мне различные приемчики. Когда сержусь, говорит: «Мамочка, я тебя тоже люблю». И что тут поделаешь? Сыну 14 лет, я ему помогаю выстраивать отношения со сверстниками, учителями. Ощущаю все радости подросткового периода. Стараемся проводить отпуск и выходные вместе всей семьей.

— В этом году где отдыхали?

— Где и всегда — в Новгороде-Северском. Это замечательное место для отдыха: чистый воздух, вода, лес.

— Что для Вас лучший отдых?

— Походить по лесу, поискать грибочки, пообниматься с деревьями. Полежать на травке и побыть там, где живет Бог. Для меня Бог живет в лесу — в каждой травинке, в каждом жучке, в каждом цветочке.

— Любимое занятие?

— Летом собираю травы и грибы. Люблю вышивать, петь, выращиваю цветы. Еще люблю делать украшения. С детства остались любовь к рыбалке и походам.

— Что ненавидите?

— Стараюсь не допускать чувства ненависти в себе. Проще сказать, чего не люблю. Не люблю наушничанья и гадостей за спиной.

— Что читаете?

— Читаю современную детскую литературу, чтобы понимать своих детей. Нравится современная украинская литература. Из последнего прочитанного — серия «Теплые истории». Также много читаю профессиональной литературы.

— О чем мечтаете?

— Для себя — выучить французский язык, для семьи — дать хорошее образование детям. Для университета — получение статуса классического. Для страны — мира и взаимопонимания.

Оксана Стельмах

Останні новини Чернігівщини

«Трагедія в Драмі» — прем’єра документального проєкту-розслідування Суспільного 10:50

19 квітня о 19:00 на ютуб-каналі Суспільне Чернігів відбудеться прем'єра документального проєкту «Трагедія в Драмі».

Ярмаркували у Чернігові: яких працівників шукають місцеві підприємства? 10:39

Яку роботу та умови праці пропонують, говорили на ярмарку вакансій етичного бізнесу в Чернігові. Захід відбувся з ініціативи Міжнародної Організації з Міграції (МОМ) за фінансування народу Японії та за сприяння Чернігівської обласної служби зайнятості.

Спільний проєкт міста Чернігова, уряду Німеччини та UNDP в Україні 10:30

Наприкінці 2022 року в Україні було розпочато проєкт «Підтримка швидкого економічного відновлення українських муніципалітетів», який фінансується урядом Німеччини. Реалізує проєкт німецька компанія GIZ та Програма розвитку ООН (UNDP) в Україні.

Чи високі ризики відбудови/відновлення об’єктів соціальної інфраструктури, пошкодженої внаслідок російської агресії в Чернігові? 10:13

Наявність ризиків під час моніторингу визначали аналітики громадської організації «Агенція міських ініціатив».

Надзвичайні ситуації в області за минулу добу

Надзвичайні ситуації в області за минулу добу 09:44

Протягом минулої доби зареєстровано 3 небезпечні події, а саме: 1 дорожньо-транспортну пригоду та 2 пожежі. Внаслідок цих подій постраждала 1 особа.

АНОНСИ ПОДІЙ

Всі новини