Інформ-агенція «Чернігівський монітор»: RSS Twitter Facebook

Інформ-агенція «Чернігівський монітор»

Середа, 17 квітня, 18:10:06

Петр Невойт: "Родину нужно любить делом, а не словами"

08.05.2017   12:45Агенцiя

В 1992 году его имя попало на страницы газет Америки, Англии, Турции. Петр Петрович Невойт вместе с командой сделали то, что никто не смог повторить.

На легком одномоторном самолете АН-2 совершили перелет из Чернигова в США через Заполярье. Если бы у него были 200 долларов, то об этом уникальном событии была бы запись в книге Гиннеса. Но на тот момент в активе у путешественника и его команды было только два доллара, банка сала, мерзлый хлеб, картошка и канистра спирта.
О «ледяном» перелете, жизни после авиации, а также об украинской экономике рассказал «Панораме» летчик, вошедший в историю.

— Петр Петрович, расскажите, пожалуйста, когда почувствовали, что без неба никак?

— Я вырос в поселке Горнастайполь, возле аэродрома. Отец мой был начальником маленького аэропорта. Первый раз я побывал в небе в четыре года. Наверное, с того момента и пришла любовь к авиации. Частым гостем в нашем доме был конструктор Олег Антонов. Но со мной он не говорил об авиации, мы с ним ходили за грибами. Его всегда удивляло, как я нахожу грибы там, где их никто не видит.
Еще в школе с другом решили стать военными летчиками, но одноклассник не прошел по здоровью. Альтернативой стала гражданская авиация. Поступили в Кременчугское летное училище, потом я окончил Киевский институт гражданской авиации. Первый самостоятельный полет выполнил в 17 лет. По распределению вернулся в Чернигов. На самолете АН-2 облетал практически весь бывший Советский Союз.

— Ваш полет из Чернигова в Америку, что это было — авантюра, подвиг или необходимость?

— Время было тяжелое. 90-е годы, распад Союза, гражданская авиация находилась в плачевном состоянии. А тут появилось предложение продать АН-2 американскому покупателю. Забегая наперед, скажу, что благодаря вырученным деньгам мы смогли закончить стройку дома для работников нашего летного отряда. Из сорока летательных аппаратов только один был официально продан, где остальные — неизвестно. «Мой» АН-2 до сих пор летает над Америкой, а самолету уже 44 года. Были бы у меня сейчас деньги, я бы его выкупил.



— Говорят, что если летчик готовится к полету, как к подвигу, то это не летчик. Чем для вас был «ледяной» перелет?

— Я стараюсь достигать поставленной цели, а тут еще и задели мое самолюбие. Один из министров тогда сказал: «Пусть летит. Все равно дальше Урала не долетит. Замерзнет и разобьется». Когда я попросил денег на командировку, мне отказали. Когда обратился на завод Антонова, мне ответили: «Это ты нам должен заплатить. На нашем самолете летишь».
Благодаря друзьям раздобыли канистру спирта. Благо, снаряжение было казенное. Несколько ящиков водки и консервов дал директор тогда еще магазина «Дружба». На севере бензина днем с огнем не отыщешь, а ночью в обмен на спирт и водку — находился. Хотя не только алкоголь там в цене. Посадочные лыжи для самолета тоже променяли. В Штаты прилетели с банкой сала и двумя долларами.

— Страшно было?

— У пилота всегда есть степень риска, как и у водителя. Хотя у последнего больше шансов на выживание. Да, чувство страха появлялось в экстремальных ситуациях: когда двигатель заглох над Чокурдахом, когда самолет над Тихим океаном обледенел и начал падать — оттаяли на высоте 100 м, когда взлетали над Бухтой Провидения в нелетную погоду на свой страх и риск. Но было не столько страшно, сколько обидно — уже столько пролетели и цель близка.



— Как Вас встретила Америка?

— Американцы вообще не верили, что такой самолет может совершить столь длительный и опасный перелет. Их газеты писали: «Прилетел самолет из Киева через Заполярье, заправленный водкой», — это они так поняли обмен водки на бензин. И всюду, куда мы прилетали, вокруг нашей «Аннушки» собирались толпы зевак.



— Интересные случаи были?

— Много и разных. Чуть в американскую тюрьму не загремел из-за любопытства. Пролетали рядом с американской военной базой, а там «Стелсы» — это их секретные самолеты. Подлетел посмотреть, а к вечеру практически попал под арест ФБР. Правда, благодаря их законам смог выкрутиться. А один из самых памятных случился, когда уже домой летели. Командир «Боинга», узнав, что на борту летчик, который совершил трансатлантический перелет, пригласил в кабину, чтобы обменяться рукопожатиями. Мы обменялись значками «классности». Он мне говорит: «Ты на моем самолете сможешь летать. А я на твоем — нет. Потому что у меня самолет сам летает, а ты все делал сам». Ведь АН-2 — это самолет на механике.

— Как встретила родная земля?

— Прилетели. Сдали деньги в кассу. И я написал раппорт об уходе из авиации. Потому что, по мнению многих, я нарушил все авиационные законы и традиции. И кстати, квартиру я получил кооперативную. А из тех, кто заселился в достроенный дом, только один сказал мне спасибо: «Если бы ты не привез деньги, то отряд распался бы, и никто не получил бы жилья».
В нашей стране, когда мы вернулись, этому практически не придали никакого значения, хотя в Турции, Штатах, Англии о «ледяном» перелете писали многие газеты и журналы.

— Сейчас вы бизнесмен. За полетами не скучаете?

— В нашей стране гражданская авиация практически исчезла. А ретроавиация еще даже не начала развиваться. Хотя, если будет возможность, с удовольствием полетаю.

— Какие у вас планы?

— Я уже заработал себе две пенсии — летную и гражданскую. Хочу уйти на заслуженный отдых, но мои работники просят: «Петрович, не уходи, иначе нам некуда будет идти». Малым бизнесом заниматься сейчас тяжело. И бросить жалко, и нести тяжко. В нашей стране бизнесу за 25 лет никто не помогал. Самое главное — чтобы не мешали. А они мешают. Катастрофически. Сегодняшней власти малый бизнес не выгоден, и идет постепенное его уничтожение.

— Как изменить ситуацию в стране?

— Молодежь живет одним днем. Не хотят работать на перспективу. Проще уехать и работать за копейки. Я видел, как издеваются над нашими работягами в других странах. Работать нужно здесь. И экономику поднимать дома. Иначе ценности, которые уже практически уничтожены, вообще исчезнут.
Родину нужно любить делом, а не словами. И не пиариться на этом. Много есть умных интересных людей, но во власть таких не берут.
А чтобы ситуация изменилась, нужно сделать две вещи: обязать на уровне основного закона декларировать источники богатства и ввести высшую меру наказания за воровство и коррупцию. Без расстрела ни одна страна в мире экономику не построила. Все чего ведь боятся? Смерти.

— Чем гордитесь?

— Я людям не сделал гадостей. В жизни сложно быть справедливым и честным, а еще сложнее найти людей, близких по духу.

— Что любите?

— Люблю баню. Купаюсь в проруби. Зимой по утрам хожу на лыжах. Летом плаваю. Люблю собак. Люблю фотографировать природу.

— Что ненавидите?

— Предательство.

— Что читаете?

— «Мой двадцатый век» Юрия Никулина. Все знают его как хорошего артиста. А прочитав эту книгу, я понял, что это великий человек. Красной полосой в книге «прошел» не Юрий Никулин, а жизнь, которой он жил.

— Ваше пожелание читателям.

— Будьте дружными и помните: без вас ничего не сделается. Не бывает хороших царей, бывает дружный народ.

Оксана Стельмах
 

Останні новини Чернігівщини

Удар по Чернігову. Інформація станом на 14.00

Удар по Чернігову. Інформація станом на 14.00 15:02

О 09 год. 03 хв. 17 квітня ворогом здійснено ракетний обстріл території міста Чернігова. Сталося пряме влучання в будівлю соціальної інфраструктури.

Увага! Тимчасові зміни у русі громадського транспорту! 12:27

Тролейбусні маршрути № 10 та №11 тимчасово (до усунення наслідків ракетного удару) не працюватимуть.

Вранці 17 квітня росіяни завдали 3 ракетних ударів по Чернігову. 12:18

"Наразі триває пошуково-рятувальна операція. Зараз вже можу казати про 9 загиблих, вбитих російськими терористами. Більше 20 поранених", - сказав в інтерв'ю телеканалу 1+1 начальник Чернігівської ОВА Вʼячеслав Чаус.

Надзвичайні ситуації в області за минулу добу 08:45

Протягом минулої доби зареєстровано 5 небезпечних подій, а саме: 4 пожежі та 1 аварійну ситуацію на мережах життєзабезпечення. Внаслідок цих подій загинула 1 особа.

АНОНСИ ПОДІЙ

Всі новини